Волхов. Строительство с оружием в руках.

 

    Волховская земля сполна познала ужасы Великой Отечественной вайны. Подчас перевес сил противника многократно превосходил по численности силы Красной армии. Тем не менее натиск врага был сломлен. 

    Однако и после изгнания фашистов с Волховской земли боевые действия для волховчан не закончились. В город вернулась значительная часть населения. Волхов продолжал жить и работать для фронта. Все свои силы местные жители направили на оказание помощи блокадному Ленинграду.

     В 1941–1943 годах в городе продолжали действовать: гортоп, хлебокомбинат, мясокомбинат, артель «Вперёд», артель «Волхинкооп».

    На хлебокомбинате выпускали 18 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Мясокомбинат производил колбасные изделия, бульон, жидкое мыло. Всего за 1941–1943 гг. выработал продукции на 13 млн. рублей, поставив продукции Красной Армии на сумму 10 млн. рублей.

     Артель «Вперёд», в основном, работала на нужды армии. За 1942 год было отремонтировано и сшито 16 300 единиц обмундирования.

     Артель «Волхинкооп» также шила шинели, гимнастёрки, бельё, сапоги для бойцов Красной Армии, выполнив за три года заказов для Советских войск на сумму 540 640 рублей.

В пустующих цехах Волховского алюминиевого завода имени С.М. Кирова расположился филиал завода № 349. Этот филиал изготовлял спусковые механизмы для пулемета-пистолета Дегтярева. Кроме основной программы филиал выполнил заказы для воинских частей Волховского фронта. Изготовлено: 2000 печей-времянок, 20000 бойков взрывателя, 60000 пружин взрывателя, 50 термосов емкостью 50 литров, 20 несгораемых шкатулок. Кроме филиала завода № 349 в цехах алюминиевого завода расположились механические мастерские батальона аэродромного обслуживания, филиал Ленинградского завода № 7 им. Фрунзе, который с июня по октябрь 1942 года изготовил свыше 2500 пулеметов-пистолетов системы Дегтярева; филиал завода им. Энгельса, изготовивший свыше 500 минометов калибром 50 мм. В мастерских волховской школы № 3 находился филиал 75 артиллерийской базы по изготовлению прикладов для автоматов и винтовок. Здесь трудились в основном подростки под руководством опытных мастеров. Только за период с 1 апреля 1942 года по 17 января 1943 года их трудом было отремонтировано 214 орудий разных калибров, 160 минометов, 12993 винтовки, 94 станковых, 296 ручных пулеметов, 15 противотанковых ружей и много другой техники.

     В годы войны в Волхове было развёрнуто более 10 госпиталей. Каждый день с передовой санитарными поездами доставлялись сотни раненых бойцов. Надо отдать должное медицинскому персоналу госпиталей, которые самоотверженно трудились под разрывами бомб, спасая раненых, борясь за их жизни.

    Для обеспечения Ленинграда электроэнергией было принято решение о восстановлении работы Волховской ГЭС. Для того чтобы линия электропередачи Волхов–Ленинград начала действовать, предстояло решить сложнейшие вопросы. Необходимо было вернуть из эвакуации и смонтировать заново оборудование Волховской ГЭС.

    2 февраля 1942 года на электростанцию из эвакуации прибыл первый эшелон с деталями турбин и генераторов. Для проведения восстановительных работ были установлены кратчайшие сроки, но и их опережали. К 14 августа 1942 года были смонтированы и запущены три основных агрегата электростанции. Требовалось строительство новых подстанций и линий электропередачи. На участке от Волховской ГЭС до берега озера в районе Кобоны линии электропередач прокладывалась по болотам, лесам. А от Кобоны кабель прокладывали по дну Ладожского озера.

    Героическими усилиями военных строителей, мобилизованных волховчан, колхозников, работников Ленэнерго, а также работников завода «Севкабель» в исключительно сложных условиях: только ночью, с большими предосторожностями, чтобы не допустить перелома кабелей, в плохую погоду, при частых бомбёжках, одновременно строя линию и исправляя нанесенные бомбежками повреждения, поставленная задача была выполнена. Строительство, начатое 7 августа 1942 года, было закончено досрочно – 23 сентября 1942 года, осаждённый Ленинград получил ток Волховской ГЭС.

    Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Это было значительным событием в жизни ленинградцев. Электроэнергия с берегов Волхова привела в действие станки заводов, получили свет госпитали и другие хозяйственные организации города. 

   Вплоть до полной ликвидации блокады, до восстановления других электростанций, Волховская ГЭС почти в одиночку, безотказно питала своим током – силой и светом город Ленинград.

     В этом заслуга волховских энергетиков и многих других специалистов  перед лениградцами. За успешное выполнение работ по демонтажу и эвакуации оборудования станции, за участие в восстановительных работах, за эксплуатацию станции в прифронтовой зоне большая группа работников Волховской ГЭС была награждена орденами и медалями. 

     В августе 1944 года за героический труд в годы Великой Отечественной войны Волховской ГЭС передано на вечное хранение Красное Знамя Народного Комиссариата электростанций электропромышленности СССР и ЦК профсоюза электростанций.

    Волховстроевский железнодорожный узел сыграл важную роль в обеспечении Ленинградского и Волховского фронтов, а также осажденного Ленинграда продуктами питания, военной техникой, боеприпасами и другими жизненно необходимыми ресурсами. Через Волховстроевский железнодорожный узел ежесуточно проходило до 1000 вагонов с грузами для Ленинграда.

      Благодаря волховстроевским железнодорожникам за годы войны по железной дороге через Волховстрой из Ленинграда было эвакуировано около полутора миллионов человек.

      Для приема эвакуированных на вокзале в Волхове были оборудованы эвакопункт и столовая. Здесь, в Волхове, больные, ослабленные люди получали горячий обед, их осматривали врачи, оказывали медицинскую помощь. Далеко не все могли выдержать тяжелый путь дальше – на Восток. Самых слабых оставляли в Волховских больницах и госпиталях. При эвакопункте действовала детская комната для детей, лишившихся родителей. Детей направляли в детский дом, расположенный в Старой Ладоге.

     В январе 1943 года произошло знаменательное событие – блокада Ленинграда была прорвана. В тот же день, 18 января 1943 года, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки между Шлиссельбургом и станцией Поляны. 

За полночь 19 января 1943 года волховские железнодорожные бригады на автомашинах выехали на строительство моста через реку Назия. Практически сразу же попали под артиллерийский обстрел. Костры разводить было нельзя. Одни расчищали снег на месте будущего моста, другие заготавливали лес, устраивали жильё, частично используя для этого немецкие землянки. Работали круглые сутки в две смены по 12 часов. Мост был построен раньше срока.

     Сооружение железнодорожного пути было сопряжено с огромными трудностями, с постоянной опасностью: трасса проходила по пересечённой местности через минные поля, в непосредственной близости от передовой линии фронта. Один километр прокладываемой дороги подчас казался длиной в сотни километров. Трасса непрерывно обстреливалась. Гитлеровцам, просматривавшим с Синявинских высот почти все строительство, удавалось разносить в щепы только что уложенные шпалы, поднимать в воздух рельсы. И там, где не справлялась техника, справлялись люди. Они запрягались в сани из металлического листа, чтобы подвозить грунт и камни, кантовали огромные брёвна, работали среди льдов, по пояс в воде.

      С начала строительства дороги и до июля 1943 года своим огнём противник свыше 1 200 раз разбивал железнодорожный путь и подходы к мостам, 18 раз он разбивал сами мосты, более 200 железнодорожников отдали здесь свою жизнь, но, несмотря на это, больших перерывов в движении поездов не было. Ленинград и фронт получали всё, что посылала страна. 

В памяти людей, в работах историков за железной дорогой, действовавшей больше 15 месяцев, сооружённой в полосе прорыва, закрепились три названия «Шлиссельбургская трасса», «дорога Победы», «коридор смерти».

     В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года со станции Волховстрой в город на Неве отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. За право повести этот состав соревновались несколько волховских бригад. Победила бригада машиниста И.П. Пироженко, помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар И.Антонов, главный кондуктор Ф.И. Кудрявцев, поездной вагонный мастер Ф.И. Богданов

     В Ленинград поезд прибыл 7 февраля 1943 года. Утром, в 10 часов 5 минут, к перрону израненного Финляндского вокзала подошел паровоз ЭУ-708-64, первый поезд из Волховстроя – с Большой земли. После полуторагодичного перерыва город впервые принял поезд дальнего следования. И ленинградцы с огромной радостью и надеждой встречали его. После многих блокадных месяцев Ленинград вновь был соединён железнодорожным сообщением с другими центрами и районами нашей страны. Теперь блокаду прорывали уже не войска, а эшелоны с продовольствием, боеприпасами, сырьём для ленинградских предприятий. С этого дня началось регулярное сообщение Ленинграда со страной. За время действия стальной трассы, с февраля 1943 по 27 октября 1944 годов, по ней проследовало 4 700 поездов и в среднем в Ленинград ежедневно доставлялись 15 000-20 000 тонн груза.

     9 мая 1980 года паровоз ЭУ 708-64, доставивший первый поезд с продовольствием после прорыва блокады в Ленинград, установлен на перроне вокзала станции Волховстрой.

Родина высоко оценила трудовой героизм волховстроевских железнодорожников. В июле 1942 года Волховстроевскому паровозному депо, первому в нашей стране, было вручено переходящее Красное Знамя Наркома путей сообщения, а в августе 1946 года – Красное Знамя Государственного Комитета обороны. Сотни строителей и железнодорожников были награждены высокими правительственными наградами. Среди них А.И. Рыков, начальник дистанции пути, А.С. Морошкин, заместитель начальника дистанции пути, М.А. Мерецкая и многие другие

      В память о тех волховстоевских железнодорожниках-путейцах, кто не дожил до славного Дня Победы, неся тяжелую трудовую вахту, сооружен памятник на территории локомотивного депо. На нем начертано 49 имен железнодорожников, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом на трудовом посту. На памятнике слова: «1941 – 1945. Вечно в памяти нашей павшие на трудовом посту». Памятник установлен в 1968 году. Автор – инженер депо А.А. Козин.