Вольфрамовая жемчужина страны

 

    Закаменск - бывший крупнейший в Бурятии центр горнорудной промышленности. Поселок Джидастрой основан в 1932 году, в 1944 году переименован в город Городок, в 1959 году получил название г. Закаменск, в 1965 году стал районным центром. Основным градообразующим предприятием являлся Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат, поставлявший свою продукцию на металлургические заводы страны.

    9 июля 1932 года была вскрыта первая кварцевая жила с крупными кристаллами вольфрама в пади Гуджирка, этот день можно считать открытием Джидинского вольфрамового месторождения. Поисково-разведочные работы вела партия геолога М.В. Бесовой.

   Знаменательной вехой в развитии горнорудной промышленности республики был подвиг геологов в дикой непроходимой тайге Закаменского аймака. С тех пор здесь вырос посёлок джидастроевцев. Джидакомбинат является первенцем горнорудной промышленности Бурятии. 11 октября 1934 года был подписан наркомом тяжелой индустрии страны Серго Орджоникидзе приказ об открытии Джидастроя, и было положено начало строительству Джидинского вольфрамомолибденового комбината. В 1932 году геологической партией, возглавляемой Марией Васильевной Бесовой, заслуженным инженером Бурятской АССР, кандидатом геолого-минералогических наук, кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени, были открыты Холтосонское вольфрамовое и Первомайское молибденовое месторождение.

   В 1934 году на комбинате появились первые рабочие - старатели, и к концу года здесь уже работал коллектив с промышленным персоналом в 123 человека. Из этого коллектива были организованы старательские артели. Было добыто в 1934 году около 100 тонн вольфрама.

Вскрышные работы на россыпях в падях Гуджирка и Инкур велись вручную с откаткой горной массы в тачках и таратайках на лошадях. Пески вольфрамовых россыпей промывались в лотках и мелких шлюзовых бутарах.

   В 1935 году поступил первый автомобиль к 1 мая, первый паровой экскаватор с ковшом емкостью 0,75 куб.м.

    С 1934 по 1937 г.г. до пуска первой юродской электростанции все проходческие работы велись вручную. Бурение вели с помощью каленых буров и кувалды. Две пары бурильщиков за смену проходили 0,3-0,4 м штольни.

   В 1935 году облюбовали место постройки города. Это между Инкуром и Модонкулем, от Модонкуля 7 км и 7 км к Инкуру. Когда-то тут была непроходимая черемуховая роща. Посреди этой рощи бежала горная река Модонкулька, впадая в реку Джида.

Нашли место для строительства города, начали строить дорогу к этому месту своими силами, устраивали воскресники, помогали ближайшие колхозы района, местные жители. Всем было интересно, что здесь будет город, электрическое освещение, промышленность - это в вековой тайге за 500 км от железной дороги.

   Первое время к месту строительства города, пока еще поселка, возили лес волокушами колхозники. В октябре 1935 года была проложена дорога с Модонкуля на Инкур для автомашин.

Продукты, оборудование, промтовары возили из Улан-Удэ на автомашинах, затем автомашины закрепили для подвозки строительного леса, корья.

Первое, что было построено - это домики из корья, которые назывались корьеушками, столовая, магазинчик, баня. Затем стали строиться дома барачного типа для рабочих и служащих в 1936 году.

    15 мая 1937 года пущена в работу первая городская электростанция с тремя локомобилями «ЛМ-8» по 225 лошадиных сил. Позднее мощность этой электростанции доведена до 2 тысяч КВт. В качестве топлива на электростанции использовались дрова.

До этого не было электросвета, телефона, почты, кино. Электрическая энергия совершила переворот в технологии ведения горных работ. Появились передвижные электрические компрессоры.

    В 1936 году построен деревянный мост через реку Джида. Начинается завоз экскаваторов, тяжелого оборудования. Строится механический цех, начинает работу рудник Холтосон, проектируется обогатительная фабрика, построена в городе школа на 7 классов.

Пассажирского автотранспорта не было в те годы. Люди ездили от Улан-Удэ до Закаменска на грузовых автомашинах по 3-4 дня, так как дороги были проселочными, имели горный профиль, подъемы, спуски.

    Внутри нашего города, района так же не было автобусов. Грузовые машины, идущие на участки, брали людей, но большинство ходило пешком.

На Холтосонскую гору трудно было забираться со стороны пади Инкура. Гора была страшно крутая. Строители сделали лестницу на этой горе в 250 ступенек и установили маленькие с полметра или метр площадки, чтобы можно было передохнуть, поднимаясь по этой лестнице, забираясь выше.

   Стало улучшаться снабжение трудящихся, появилась парикмахерская, пошивочная мастерская, радио, почта-телеграф. Стали курсировать легковые машины «пикапы». Строилась фабрика, развивался Холтосон.

    В 1938 году впервые были пущены в эксплуатацию мотовозы и самоопрокидывающиеся вагоны «Вестерна» на первом механизированном участке №5.

    В 1937-1939 годах построены и пущены в эксплуатацию авторемонтные мастерские и РМЗ - ремонтно-механический завод.

    В 1939 году началась промышленная разработка вольфрамового месторождения. Введена в эксплуатацию обогатительная фабрика, сдан в эксплуатацию рудник Холтосон.

В 1941 году на руднике Холтосон построена узкоколейная железная дорога. Транспортировка руды на фабрику стала производиться в вагонах по узкоколейной железной дороге. В том же году началось вскрытие Первомайского молибденового месторождения, создан молибденовый рудник. В 1942 году пущена молибденовая обогатительная фабрика. Комбинат сформировался в современное горно-обогатительное предприятие. На Джидакомбинате трудились посланцы со всех уголков страны.

   Проводилась гигантская работа на возведении комбината, города, что говорит о самоотверженности народа, героизме людей тех лет. Стране требовался металл, была война.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда Тырнаузский комбинат оказался на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, Джидинский комбинат стал основным поставщиком вольфрама в стране. Даже в 1944 году, когда был восстановлен и частично пущен в эксплуатацию Тырнаузский комбинат, на долю Джидинского комбината приходилось более 40  % от выпущенного в стране вольфрамового концентрата.

Еще в трудные военные годы здесь заботились, чтобы питание у горняков было хорошим. В 1942 году при комбинате было создано подсобное хозяйство, которое обеспечивало молоком и овощами.

    В 1944 году 3 августа поселку Джидастрой присвоено звание города Городок, который уже жил полнокровной жизнью. Прибавилось население, были построены детсады, Баянгольская электростанция (ВЭС), линия ЛЭП Баянгол-Городок в 1942 году, осветила электрическим светом таежный угол. 

   В августе 1945 года ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров поручили Госплану СССР приступить к составлению четвертого пятилетнего плана восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны.

    Намечалось строительство жилых двухэтажных домов, строить бремсберг для спуска руды с рудников, не хватало транспорта для вывозки.

В 1948 году был пущен новый цех на РМЗ для чугунного литья. Сдано около 3 тысяч кв.м. жилья, школа ФЗО. Имелась городская больница, которая находилась в здании кожного диспансера. 

    В октябре 1948 года в клубе Городка горняки торжественно принимали в свою дружную семью учащихся школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) - молодых проходчиков, крепильщиков, бурильщиков, мотористов, каменщиков, печников, слесарей-сантехников.

В январе 1952 года в горисполкоме горячо обсуждался проект генерального плана застройки Городка.

    До 1952 года дома в городе были в основном деревянные, и только два здания - школа ФЗО и баня были кирпичные. 

    В 1958 году узкоколейку надежно заменила канатная дорога, что позволило сократить вдвое численность обслуживающего персонала на транспортировке руды.

    В 1959 году город горняков Городок был переименован в Закаменск по созвучию с бурятским словом «заха»- окраина, а по-русски - город за камнем.

Начиная с 1964 года, строительство города набирает обороты: построены благоустроенные 3-4-этажные кирпичные дома. Освещены улицы, асфальтированы тротуары, открыт горный техникум, где готовятся кадры, работает комбинат бытового обслуживания.

Развивается Джидинский комбинат, который имеет следующие подразделения: РМЗ, Инкур, рудник Холтосон, ЦСМ, обогатительная фабрика, ЦТиЭС, совхоз «Закаменский», СМУ, АТЦ. Построено здание Управления Джидинского комбината.

   Построены и работпивзавод, маслозавод, хлебозавод, мясокомбинат, ПМК «Бурводстрой», ПМК «Межколхозстрой», лесхоз, Госпромхоз, ДРСУ, РСУ, АТП, ПНЮ «Туяна», узел связи. К услугам населения - авиалинии, широкая сеть медицинских учреждений, районная больница, поликлиника, медпункты на предприятиях, в школах, детсадах. Развита широкая сеть торговли и общественного питания, множество магазинов, киосков, столовых. Работают 4 школы, ПУ-14, библиотеки. Построены прекрасный Дворец культуры, кинотеатр «Горняк», стадион с базой проката. Открыт Дом торговли.

    Город растет, строится.  Успешно решается жилищный  вопрос.  Вырос целый квартал многоэтажных благоустроенных домов по ул. Юбилейной.

В городе есть зоны отдыха, Парк культуры и отдыха, сквер имени Г.З. Седлецкого, сквер Победы.

    Сейчас у Закаменска второе дыхание. Развиваются промышленные предприятия, такие как ООО «Закаменск», ОАО «Джидинский вольфрам», ОАО «Закаменская ПМК», ООО «Каскад», открыты агротехнический колледж, филиал инженерно-педагогического колледжа и др. После некоторых трудностей в период перехода к рыночной экономике наш город преобразуется на глазах, улучшается внешний облик.

    В последнее время в промышленности района наблюдается тенденция роста производства, происходит стабилизация экономики. Наибольший вклад в увеличение объемов производства промышленной продукции вносят золотодобывающие, деревообрабатывающие предприятия. Увеличивают объемы товарооборота торговые предприятия.

По материалам сайта http://zakamnacrb1.narod.ru/podrobnee2.htm